Статья 16413

Название статьи

О ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ОПИСАНИЮ НОВЫХ МЕТАФОРИЧЕСКИ МОТИВИРОВАННЫХ ЗНАЧЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ УЧЕБНОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ

Авторы

Васильева Галина Михайловна, доктор филологических наук, профессор, кафедра межкультурной коммуникации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48), galinav44@mail.ru

Индекс УДК

811.161.1

Аннотация

Актуальность и цели. Лингвокультурологический подход к описанию новых метафорически мотивированных значений, возникающих в сов¬ременном русском языке, позволяет эксплицировать для иностранных студентов имплицитный аспект семантики русского слова. Актуальность лингвокультурологического подхода к описанию метафорически мотивированных новых значений слов в учебных целях обусловлена тем, что их значительная часть характеризуется национальной спецификой и потому в восприятии представителей иной культуры имеет культурно маркированное, «закодированное» содержание. В статье предлагаются различные пути экспликации национально-культурных коннотаций, лежащих в основе актуальных для носителей языка метафорических переносов.
Материалы и методы. Для достижения целей в исследовании применяются: анализ и сопоставление материалов лексикографических источников; компонентный анализ лексических значений; анализ ассоциативно-вербальных полей; свободный ассоциативный эксперимент; анализ данных Национального корпуса русского языка с точки зрения контекстного использования лексики.
Результаты. Значительный ряд семантических неологизмов, возникших на рубеже ХХ–ХХI вв., содержит в своих значениях те коннотации и оценки, которые отражают аксиологическую иерархию русской лингвокультуры, но не выражены в словарном толковании слова и потому должны быть эксплицированы в учебных словарях, ориентированных на иностранную аудиторию.
Выводы. Именно лингвокультурологический подход, направленный на выявление основания возникновения национально-культурных коннотаций, «закодированных» для представителей иной культуры, позволяет выработать пути экспликации содержания новых метафорически мотивированных значений в учебных целях.

Ключевые слова

лингвокультурология, метафора, культурные коннотации, национально-культурные ассоциации, языковая оценка, основание оценки, учебное описание метафоры.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Скляревская, Г. Н. Метафора в системе языка / Г. Н. Скляревская. – СПб. : Наука, 1993. – 151 с.
2. Юрков, Е. Е. Метафора в аспекте лингвокультурологии : моногр. / Е. Е. Юр-ков. – СПб. : МИРС, 2012. – 254 с.
3. Телия, В. Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция / В. Н. Телия // Метафора в языке и тексте. – М. : Наука, 1988. – С. 26–51.
4. Лапшина, М. Н. Семантическая эволюция английского слова / М. Н. Лапши-на. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. – 159 с.
5. Почепцов, О. Г. Языковая ментальность: способ представления мира / О. Г. Почепцов // Вопросы языкознания. – 1990. – № 6. – С. 110–122.
6. Ваулина, Е. Ю. Метафорическое значение: соотношение семантики и прагма-тики / Е. Ю. Ваулина // Лингвистическая прагматика в словаре: виды реализации и способы описания : сб. ст. / под ред. Г. Н. Скляревской. – СПб. : ИЛИ РАН, 1997. – 112 с.
7. Балашова, Л. В. Метафора в диахронии (на материале русского языка XI–XX вв.) / Л. В. Балашова. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1998. – 216 с.
8. Richards, I. A. The Philosophy or Rhetoric / I. A. Richards. – New York : Oxford University Press, 1936. – 138 p.
9. Апресян, Ю. Д. Значение и оттенок значения / Ю. Д. Апресян // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1974. – Т. 33, № 4. – С. 320–330.
10. Гохуа, У. Коротко об особенностях культурных коннотаций слова / У. Гохуа // Русский язык за рубежом. – 1994. – № 2. – С. 45.
11. Васильева, Г. М. Лингвокультурологические основания изменения языковой оценки / Г. М. Васильева // Мир русского слова. – 2012. – № 1. – С. 22–25.
12. Арутюнова, Н. Д. Истина: фон и коннотация / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Культурные концепты. – М. : Наука, 1991. – С. 21–30.

 

Дата создания: 29.05.2014 06:09
Дата обновления: 31.05.2014 11:12